БИЗНЕС УХОДИТ В "ОБЛАКА". ИНТЕРВЬЮ ДЛЯ "ФИНАНСОВОГО ОБОЗРЕВАТЕЛЯ"

Как работают «облачные технологии»? В чем их основное преимущество?

«Облачные технологии» - это Информационные технологии «по требованию». По сути, не нужно покупать «железо», наборы стандартного настольного ПО (пакет офисный программ, электронной почты, бизнес ПО ), так как есть готовые шаблоны, которые можно взять прямо сейчас и платить только аренду.

Во многих отраслях аренда давно стала нормой – жилье, авто, персонал. Теперь пришло время ИТ. В западном мире аренда ИТ приложений и сервисов появились, когда интернет стал широкодоступен.

Наглядный пример - это доступ к электронной почте. Вы можете зайти в свой почтовый ящик с любого компьютера, даже с мобильного телефона. При этом вам не нужно иметь собственный почтовый сервер и персонал, который его обслуживает. Это все уже есть, я не говорю о бесплатных почтовых сервисах, типа mail.ru, я имею в виду вашу корпоративную электронную почту. Вы просто арендуете то количество почтовых ящиков, какое вам нужно не заботясь о резервных копиях содержимого, антиспам или антивирусной защите. Эти задачи – забота сервис провайдера.

Или возьмем, к примеру, хранение и работа с бизнес информацией, т.н. документооборот. Подход абсолютно такой же: ваша информация должна быть доступна везде, при этом она должна быть максимально защищена от несанкционированного доступа. «Облачные» технологии на данном этапе развития полностью удовлетворяют указанным требованиям.

Как же работает «облако»? Если в двух словах, то это набор ИТ-сервисов и технологий, доступный из одной точки, например из интернет-браузера. Ведь по большому счету, обычному  сотруднику компании, не ИТ-специалисту совсем неинтересно какие именно процессы должны произойти чтобы, скажем, электронное письмо было доставлено из пункта «А» в пункт «Б». В данном случае требование к ИТ одно – письмо должно гарантированно быть доставлено в максимально быстрый срок. Аналогию можно провести с бухгалтерским учетом, логистикой, т.д. Требование к ИТ везде одно – быстро, качественно, незаметно.

В качестве примера хочу привести ситуацию с одной из известных страховых компаний. Как в каждой крупной финансовой компании, у них есть главный офис и ряд филиалов в регионах, плюс ряд страховых агентов, которые работают «в полях». В центральном офисе компании произошел серьезный сбой с интернет-каналом в результате чего система документооборота, электронной почты и еще ряда корпоративных сервисов стала недоступной из филиалов. Устранение проблемы заняло несколько дней, из-за чего  компанией были понесены значительные убытки. Чем могли бы помочь «облачные» сервисы в данном случае? Например тем, что «облако» не зависит от локальных коммуникаций компании. Электронная почта, система приема и учета заявок из удаленных офисов интегрирована в «облако» и доступна всегда. По большому счету, любая электронная система может быть в «облаке».

Отдельно стоит упомянуть интеграцию приложений 1С в «облако». Данная учетная система очень популярна на просторах бывшего СССР, поэтому о ней стоит поговорить отдельно. Из личного опыта знаю ряд компаний, которые по разным причинам вынесли весь бухгалтерский учет за пределы офиса, как правило, на хостинг-площадку Интернет-провайдера. От себя хочу добавить, что данное решение очень мудрое, т.к. позволяет убить двух зайцев сразу: первое, сервер с бухгалтерией находится за пределами компании, и в случае повышенного внимания к компании со стороны регулирующих органов, руководство может быть спокойным за сохранность конфиденциальных данных. Второе, гарантирован безопасный доступ к системе из любого уголка страны и мира, т.к. система не привязана к физическому местоположению компании.

А как же вопрос безопасности? Ведь не зря есть шутка о том, что директор чувствует себя спокойно, только когда сервер находится у него под столом, а жесткий диск под подушкой?

Сам сервер, конечно, может находиться в главном офисе компании. Или в любом другом безопасном месте. Это не важно. Ведь «облако» интегрируется с системой компании. И пользователи через интернет доступ в сеть компании не получают в принципе. Все коммуникации происходят на уровне «сервер в облаке – сервер в компании», при этом все передаваемые данные зашифрованы. В этом случае  клиентские запросы поступают только в  «облако». Облаком может быть как виртуальный сервер, так и веб-интерфейс определенной корпоративной  программе.

Не важно, какая система установлена в компании, «облако» даем вход в нее и отвечает за стабильную работу этого «входа». Для этого есть дублированные интернет-каналы, резервное питание, внутренняя система безопасности, т.д.

На какие компании  ориентированы «облачные технологии»?

«Облако» может быть интересно любому бизнесу, если ему необходимо быстро развернуть информационную инфраструктуру. Скажем, банк или магазин развивает сеть филиалов. Еще не понятно, пойдет ли  бизнес в этом регионе или не пойдет, а деньги на закупку оборудования, связи все равно нужно потратить. Возникает вопрос, почему бы не взять необходимые технологии в аренду? Вот как, автомобиль или офис? По сути, разницы ведь никакой нет. Компания заключает соглашение с «облачным» сервис-провайдером, указывает какие приложение необходимы удаленным сотрудника, в каком количестве и на какой срок. В течении 1-2 дней необходимые сервисы активируются и настраиваются. Вот  и все. Для работы сотруднику нужен ПК, телефон, интернет. Об остальном позаботится «облачный» провайдер.

И подытоживая вышесказанное, «Облачные» сервисы – это не очередная модная высокотехнологичная игрушка, это новый подход к ведению бизнеса. Это максимально быстрая скорость внедрения, плата только за те ИТ-продукты, которые вам нужны сейчас, а также неограниченная масштабируемость.